Территориальное общественное самоуправление

Наиболее крупными по территориальному охвату формами организации граждан по месту жительства, которые вправе осуществлять общественный контроль за содержанием и ремонтом многоквартирного дома, а также содержанием придомовых территорий, объектов благоустройства и озеленения, выдвигать инициативные предложения в целях сохранения качественной территориальной среды обитания, являются территориальная община, совет квартала, микрорайона, комитет (совет) территориального общественного самоуправления.
В 90-х годах ХХ в. в законодательстве Москвы был закреплен правовой статус такого общественного формирования по месту жительства, как территориальная община.
Согласно Закону города Москвы от 10.07.96  № 26-77 «О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве», территориальная община — добровольная, самоуправляемая, не имеющая членства некоммерческая организация, созданная по инициативе граждан — жителей микрорайона, квартала, улицы, двора, дома или иного жилого комплекса, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, определенных уставом.
Границы территории, на которой образована территориальная община (далее — территория общины), устанавливаются жителями с учетом исторических, культурных, социально — экономических, коммунальных и иных признаков целостности территории общины. Территория общины является частью территории района, ее границы не могут выходить за границы территории района.
Учреждение территориальной общины осуществляется на учредительном собрании (сходе) или конференции жителей соответствующей территории. Норма представительства делегатов конференции устанавливается инициативной группой при обязательном представительстве жителей каждого дома территории. Районная Управа может направить для участия в учредительном собрании (сходе), конференции своего представителя.
Учредительное собрание (сход) или конференция принимает решение о создании территориальной общины, утверждает границы ее территории и избирает ее органы — комитет (совет) и контрольную (ревизионную) комиссию. Решения учредительного собрания (схода), конференции оформляются протоколом, копия которого направляется в районную Управу.
Территориальная община подлежит государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством. С момента государственной регистрации община приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности как юридическое лицо через свой комитет (совет).
Собрание (сход) или конференция общины является ее высшим руководящим органом и созывается комитетом (советом), инициативной группой или районной Управой. Периодичность проведения собраний (сходов), конференций устанавливается уставом общины, но не реже одного раза в год.
Для организации и непосредственного осуществления функций, принятых на себя территориальной общиной, собрание (сход) или конференция избирает подотчетные собранию (сходу), конференции органы территориального общественного самоуправления (органы территориальной общины) — комитет (совет) общественного самоуправления и контрольную (ревизионную) комиссию.
К полномочиям территориальной общины относятся местные вопросы, затрагивающие интересы жителей соответствующей территории. В их числе могут быть вопросы, относящиеся к жилищно-коммунальной сфере:
  1. защита интересов жителей как потребителей коммунально-бытовых услуг в соответствующих службах района, административного округа и города;
  2. содействие жителям в решении жилищной проблемы, подготовка соответствующих ходатайств и проведение консультаций;
  3. внесение предложений в районную Управу по вопросам, затрагивающим интересы жителей, в том числе связанных с использованием земельных участков на территории общины под строительство, детские и оздоровительные площадки, скверы, стоянки автомобилей, гаражи, площадки для выгула собак и для других общественно полезных целей;
  4. общественный контроль за качеством уборки территории, вывозом мусора, за работой соответствующих служб по эксплуатации домовладения и устранению аварийных ситуаций;
  5. содействие жителям в выполнении правил эксплуатации жилого фонда, участие в общественных мероприятиях по благоустройству территории;
  6. оказание помощи районной Управе в решении вопросов капитального ремонта (реконструкции) жилых помещений и связанного с этим отселения жителей, участие в разработке договоров на проведение указанных работ.

Законом г. Москвы от 07.07.2006 № 23  Закон № 26-77 «О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве» признан утратившим силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В настоящее время основным документом, регулирующим возможности общественного самоуправления по месту жительства, является закон г. Москвы от 06.11.2002  № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве». Согласно ст. 21 данного закона, одной из форм осуществления местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; иные территории проживания граждан. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются муниципальным Собранием по предложению населения, проживающего на данной территории.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления муниципалитетом либо иным уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования.

Следует особо оговорить, что законом города Москвы от 10.07.96  № 26-77 «О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве» комитет территориального общественного самоуправления был юридически «привязан» к территориальной общине и имел статус ее руководящего органа. Поскольку данный закон в настоящее время утратил юридическую силу, в контексте действующих нормативно-правовых документов по данной тематике комитет территориального общественного самоуправления понимается как орган территориального общественного самоуправления различных по масштабу объединений граждан по месту жительства – от подъезда до квартала или района. Обязательное создание территориальной общины действующим законодательством не предусмотрено.